
Объятия любимых, мурчание котиков или просмотр сериалов: что помогает заснуть россиянам
14 марта отмечается Всемирный день сна - праздник, призванный напоминать людям о важности сна для здоровья и необходимости борьбы с его нарушениями. В преддверии этой даты производитель товаров для здорового сна Askona и Институт человека РОМИР узнали о том, как спят россияне. Опрос проводился в феврале 2025 года, в нем приняли участие респонденты в возрасте от 18 лет из всех федеральных округов.
Кровать местом своего сна назвали 57% участников опроса, а 38% сказали, что спят на диване. Остальные варианты - надувной матрас, пол, кресло-кровать и другие - набрали по 1-2% голосов.
Больше всего тех, кто выбирает кровать, среди молодежи: ее назвали 62% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Диваны чаще, чем в других возрастных группах, упоминали 45-59-летние (43%) и те, кому от 70 лет (42%).
Тех, кто спит на кровати, больше всего в регионах Поволжья (63%), а меньше всего - на Урале (44%). Максимальная доля упоминаний дивана как места для сна зафиксирована в Уральском (54%) федеральном округе, минимум - в Центральном (34%). В столицах кровать упоминается примерно так же часто, как в целом по России, а диван - относительно реже: в Москве на кровати спят 57%, на диване - 31%, в Санкт-Петербурге соответственно 60% и 33%.
В тройку любимых занятий россиян перед сном вошли просмотр фильмов и сериалов (40%), соцсетей (29%) и телепрограмм (27%). Также участники опроса перед сном любят пить чай (18%), читать книги (17%) и новости (15%), есть (9%), слушать аудиокниги или подкасты (6%) и пить вино (2%).
У молодежи на первом месте соцсети: среди 18-24-летних им отдают приоритет 46%, среди 25-34-летних -42%. Телевизор наиболее популярен у старшего поколения: его смотрят перед сном 52% тех, кому за 70.
Петербуржцы чаще москвичей просматривают перед сном соцсети (40% против 26%), пьют чай (30% против 23%), читают книги (28% против 19%) и перекусывают. А столичные жители чаще тех, кто живет в Санкт-Петербурге, смотрят фильмы и сериалы (41% против 37%) и телевидение (32% против 23%).
36% опрошенных говорят, что просыпаются строго по первому будильнику, а 24% утверждают, что сами встают в нужное время. 13% признаются, что для окончательного пробуждения им нужно несколько будильников. Нашлись и те, кого будят телефонные звонки или SMS (7%), дети, другие родственники или домашние животные (7%), шум с улицы (2%), умная колонка (1%) или ремонт соседей (1%). 3% сказали, что они просыпают все будильники, и 6% дали другие ответы.
Чаще других по первому будильнику способны проснуться те, кому от 35 до 44 (43%) и от 45 до 59 (42%) лет. Более возрастные респонденты преимущественно встают сами: среди 60-69-летних так ответили 51% опрошенных, а в группе 70+ - 68%. А о необходимости заводить несколько будильников чаще говорят молодые люди. Доля таких ответов среди 18-24-летних - 22%, а среди 25-44-летних - 20%. Для сравнения: в 45-59 лет про несколько будильников упоминают только 8%, а после 60 - 2%.
Москвичи значительно реже жителей Северной столицы просыпаются по первому будильнику (27% и 40% соответственно) или после нескольких будильников (8% и 12%), зато заметно чаще встают в нужное время самостоятельно (31% против 27%).
Говоря о том, что помогает им заснуть, 19% назвали правильную подушку, 17% - хороший матрас, 13% - объятия любимого человека, 10% - качественное постельное белье, 9% - шторы блэкаут. Также упоминались медикаменты и БАДы (6%), расслабляющая ванна (6%), сопение питомца или мурчание кота (6%), беруши (5%), маска для сна (4%), белый шум (3%), медитация (3%), специальные приложения (1%) и другие варианты (6%). 40% опрошенных отметили, что им ничего не помогает.
Комментируя результаты опроса, коммерческий директор Askona Елена Корчагова отмечает, что здоровый сон крайне важен: "Во сне наш организм расслабляется, отдыхает и набирается сил перед новым днем. Это важная часть нашей жизни: во сне мы проводим треть времени, и от качества сна зависит наше состояние во время бодрствования. Все 35 лет работы нашей компании мы говорим о том, что эффективность сна зависит от каждого человека - важно выбирать качественные матрас, подушки, одеяла, постельное белье; вырабатывать собственные полезные "ритуалы"; прислушиваться к рекомендациям специалистов. Все это поможет улучшить состояние здоровья и повысить качество жизни".
О компаниях
Группа компаний Askona - лидер индустрии товаров для сна России, крупнейший вертикально-интегрированный производитель и ритейлер товаров для здорового сна.
В 2025 году Askona отмечает свое 35-летие.
По результатам общенационального российского голосования Askona является семикратным обладателем самой уважаемой народной российской награды "Марка N 1" в категориях "Матрасы для здорового сна" и "Подушки для здорового сна". Эти награды свидетельствуют о доверии миллионов россиян компании Askona.
Институт Человека РОМИР - лидер научно-практических исследований в России в сферах психологии, социологии, маркетинга, демографии и статистики. Мы являемся крупнейшим сообществом ученых-практиков и работаем более чем в 60 странах мира. С 1987 года мы занимаемся глубинным изучением Человека в евразийском пространстве, развивая инновационные инструменты, опираясь на фундамент социальных наук.

